Становление (1995-1998 учебные годы)

«Ось времени»

НААШ

Начало с 1993 г.

 

 

Становление с 1995 г.1995-1998 учебные годы

 

 

Системогенез с 1998 г.1998-2008 учебные годы

 

 

Зрелость с 2009 г. Школа-бренд

Становление НААШ – это период от строительства школы до создания первичной системы её деятельности, основанной на принципах доктрины НААШ. Этап становления характеризуется тем, что в рамках преимущественно традиционной организации жизнедеятельности школы закладываются элементы новаторства новой школы. Эти элементы, по мере их нарастания, задают новую структуру школы.

1995 год – год открытия, год рождения. Торжественное открытие НААШ состоялось в День города – 9 сентября 1995 года. С напутственным словом выступили губернатор области Б.Е. Немцов, мэр города И.П. Скляров, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, а также представители администрации города и района.

Дети и учителя пришли в новую школу в предвкушении новой интересной жизни в НААШ. И нисколько не ошиблись в своих ожиданиях. С первых дней в НААШ закипела работа, начались творческие поиски и творческое воплощение в учебной и внеучебной жизни. Начали складываться НААШи традиции. Так, у любого наашевца, нынешнего и уже закончившего школьную жизнь, спроси: «А когда день рождения у НААШ?» он, не раздумывая, ответит: «9 сентября».Уже с 1995 года НААШ начинает внедрять систему авторских идей, представленных в доктрине школы, и в этом же году школа становится региональной экспериментальной площадкой по созданию новой модели образовательного учреждения «Авторская школа» (Приказ департамента образования и науки Нижегородской области от 18.09.1995 г. №320).С 1995 года школа — коллективный член Общероссийской академии человековедения (г. Нижний Новгород).Пусковым сигналом к воплощению идеи новой школы в жизнь стало принятие демократического Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1995 года), который в достаточной степени предоставил школам России свободу и автономию для инновационной деятельности.

1996 год. Стратегию развития школы определяет Авторский академический совет, состоящий из 11 человек, в том числе 5 докторов наук (Л.А. Зеленов, В.Т. Чичикин, Ю.Г. Кузмичев, Т.М. Сорокина, И.Ш. Якубова) и 3 кандидата наук (А.М. Пищик, Л.П. Загорная, Б.Б. Ярмахов); председатель – Пищик А.М., кандидат философских наук.

Авторским академическим советом:

– создана методолого-теоретическая основа проектирования и внедрения новой модели образовательного учреждения – «Авторская академическая школа», строящейся в новой парадигме образования, ориентированной на ценности информационного общества (ХХI век);

– разработан пакет нормативной документации, реализующий деятельность Авторской академической школы как нового типа образовательного учреждения;

– определена «Ось времени НААШ»:

 

 

Весь комплекс идей направлен на создание в школе такой педагогической среды, в которой каждый ученик сумел бы реализовать свои способности, творческие возможности и найти своё уникальное предназначение в жизни. Это стратегический идеал НААШ.

Авторство школы формируется на основе социального партнёрства всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов) в диалоге с носителями фундаментальной культуры (академизм).

Уже в этом году на фестивале «Авторская школа» «Эврика» – 96» в г. Москве школа побеждает в общероссийском конкурсе в номинации «Инновационная школа», представив проект «Модель выпускника НААШ».
НААШ присваивается статус «Инновационная школа», и она становится членом Ассоциации инновационных школ и центров России.

 

 

 

1997 год.

С 1997 года школа – член Ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации.

В 1997 году школа стала призёром (3 место) Первого Всероссийского конкурса «Красивая школа».

Среди разработанных школой творческих проектов особо выделяются:

  • Рождается уникальный проект – «Школьный подиум» (автор идеи Киселев В.В.). Это проект – яркий праздник будущих законодателей российской, да и, мировой моды. Ежегодно этот проект привлекает все большее количество участников из разных нижегородских школ. Мы гордимся, что именно на НААШей площадке и под руководством ведущих нижегородских модельеров встречаются талантливые ребята, демонстрируя неуемную детскую фантазию.

  • Создается «Школьный авторский театр песни» (руководитель Капчиц Т.И.). В деятельность театра включается преподаватель Арнольд Манукян, яркая, талантливая личность, своим энтузиазмом завоевавший любовь и авторитет в кругах учеников и учителей НААШ. В этом же году состоялись презентации двух авторских программ: «Времена года» и «Сезон дождей». В последующие годы увидели свет новые авторские программы: «Декабри», «Опоздавшее лето» (1998), «Принцесса другого дождя» (1999), «Выключи свет» (2000), «Недетские песни» (2001), «Пусть будет музыка» (2002), «С призраками оперы, или Педсовет вместо шоу» (2003), «Русский мир» (2004), «Маленькая страна» (2005).
  • Начинает реализовываться Модель профессиональных художественных выставок на базе школы (руководители: В.И. Фуфачёв, Е.Н.Крюкова)

1998 год.
С 1998 года школа – коллективный член Петровской академии наук и искусств (г. Санкт-Петербург).
Этап становления НААШ (1995-1998) был завершён, когда наряду со старой структурой школы появилась новая, в то время пока ещё находившаяся в стадии «детства». Многие элементы новой системы пребывали ещё в зачаточном состоянии, им предстоял длительный путь развития. Но это был уже новый, вполне жизнеспособный организм, имевший все шансы на выживание и развитие.
На этапе становления НААШ было разработано и апробировано около 30 моделей учебной, внеучебной и инфраструктурной деятельности школы (модель в данном контексте – это частично или полностью реализованный проект – ред.). Продолжительность их существования оказалась разной, но, тем не менее, в тот период был заложен системный фундамент школы будущего, ориентированной на ценности информационного общества 21 века.
Перечень жизнеспособных моделей учебной деятельности:
Модель вероятностного образования в начальной школе (А.М.Лобок, И.Ю.Калистратова, О.И.Катышева и др.);
Модель дифференцированного развивающего обучения в начальной школе (Т.М.Сорокина, Н.М. Куварина, Е.В.Ломоносова и др.);
Модель личностно-ориентированного обучения в старшем звене (Б.Б. Ярмахов);
Модель выбора учебных курсов в 7-9 классах (С.Д.Лопатина, А.М.Пищик и др.);
Модель рейтинговой системы оценивания успешности освоения учениками учебных предметов (Е.Е.Смирнова, Е.Г.Кочнева и др.);
Модель авторского учебного плана с набором авторских предметов по восьми циклам дисциплин (М.В.Буров, Л.А. Зеленов, А.М.Пищик);
Модель авторских программ учебных предметов (А.М.Пищик, В.И. Крайников, В.Т. Чичикин и др.);
Модель выбор приоритетных показателей учебных предметов (А.М.Пищик, Ю.Б.Великанов, О.А.Зайцева и др.);
Модель оптимального соотношения традиционных, инновационных и авторских стратегий учебной деятельности школы (А.М.Пищик, М.В.Буров, Ю.Б.Великанов и др.);
Модель валеологического режима школы и экспериментального учебного расписания (Т.Л. Великанова, И.Ш.Якубова, С.Д.Лопатина).
Перечень жизнеспособных моделей внеучебной деятельности:
Модель недель-праздников (В.В.Киселёв, Е.Ю. Беленко);
Модель образовательного туризма (Б.Б. Ярмахов, В.И. Крайников, С.М. Пиняев и др.);
Модель школьного авторского театра песни (Т.И. Капчиц, А.В. Манукян);
Модель школьных подиумов (В.В.Киселёв, Е.Ю. Беленко);
Модель профессиональных художественных выставок на базе школы (В.И. Фуфачёв, Е.Н.Крюкова и др.).