Системогенез (1998-2008 учебные годы)
«Ось времени» НААШ |
Начало с 1993 г. |
|
|
|
Системогенез – это развитие системы, период между этапами становления и зрелости системы. Если проводить аналогию с периодами жизни человека, то предыдущий этап – «детство» системы, а системогенез соответствует её «подростковости» и «юности». Значимость элементов новой школы в этот период возрастает. Новая школа становится на ноги. Созданный ранее костяк системы совершенствуется, обрастает новыми элементами. Развитие на этой стадии характеризуется неравномерностью. Ресурс школы направляется на решение приоритетных задач, связанных с реализацией наиболее значимых образовательных проектов НААШ. Школа серьезно занимается экспериментальной работой.
Период системогенеза длится 10 лет и делится на два промежутка: Школа – до присвоения статуса федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) Министерства образования и науки РФ (1998-2001 годы) и Школа – ФЭП (2001-2008 годы).
1998-2001 годы. Летом 1998 года в образовательном пространстве НААШ завершился этап становления элементов новой школы. Время показало, что многие из созданных за три года существования НААШ (с 1995 г.) образовательных моделей стали жизнеспособными (модель в данном контексте – это частично или полностью реализованный проект – ред.). А достаточно ли их для полноценного функционирования системы? Нет, не достаточно. Однако их достаточно для системогенеза новой школы. Ныне заложена исходная функциональная система, и теперь необходимо её развитие. При проектировании же системогенеза важно правильно определить приоритеты каждого этапа развития школы.
В течение трёх учебных лет (с 1998 по 2001 годы) наряду с действующими моделями деятельности школы создавались новые. Приоритетными из них стали:
– «Модель выбора учебных предметов учениками 7-11 классов» (разрабатываются концепция и программы реализации проекта, главной целью которого является создание «свободной зоны» в образовательном пространстве школы, содействующей развитию личности учащихся, а создание условий для выбора учебных предметов в «свободной зоне» реализует фундаментальную потребность человека к свободе как к ценности).
– «Модели профильного образовательного пространства 10 и 11 классов» (разрабатываются концепция и программы реализации проекта, главной целью которого является создание адекватных природе личности ученика условий для оптимального освоения профессионально ориентационных образовательных программ).
Указанные выше образовательные модели НААШ – это первый опыт школы в организации профориентационного профильного пространства, первые шаги до присвоения школе в 2001-2002 учебном году статуса федеральной экспериментальной площадки.
Но, к сожалению, реализовать эти проекты в полной мере не удалось, так как с 1998 года начался период всевозможных внеплановых проверок деятельности школы. Вследствие чего силы коллектива были направлены на отстаивание законности проводимых в школе преобразований, и НААШ справилась с этой нелёгкой задачей: проверяющие комиссии не смогли обнаружить в работе школы существенных нарушений действующего законодательства.
За три года НААШ накопила достаточный для всестороннего анализа опыт конфликтов парадигмального характера, свойственных современной системе школьного образования. Сущностью таких конфликтов явилось столкновение интересов сторонников старой и новой парадигмы образования.
Самым значимым, пожалуй, за эти годы было: в апреле 1999 года традиционная ежегодная научно-практическая конференция НОУ уступила место еще одному уникальному проекту «Школьная академия наук и искусств». Идея создания ШАНИ появилась внезапно, но сразу же овладела массами. Основная цель школьной академии – содействовать выявлению и реализации творческих задатков школьников в сферах науки и искусства.
Создатели ШАНИ справедливо полагали, что в благоприятных условиях все ученики способны выйти на культурно значимый уровень индивидуального и коллективного творчества. И это подтверждает практика: в течение всего периода существования ШАНИ ее участники демонстрируют достойные результаты исследовательской и творческой деятельности, что получает отражение в Аттестатах творческих достижений – документах, выдаваемых по окончании школы всем ученикам, выступавшим на Ассамблеях ШАНИ в разные годы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
К концу этого периода волна всевозможных проверок постепенно спала, и школа снова вошла в инновационный режим работы. Стало возможным продолжение реализации начатых образовательных проектов.
2001-2008 годы. Школа – федеральная экспериментальная площадка (ФЭП) Министерства образования и науки РФ по приоритетному направлению «Авторские экспериментальные школы».
Коллектив школы ставит перед собой задачу устойчивого целенаправленного инновационного развития НААШ. На этот период разрабатывается Стратегия инновационного развития НААШ и утверждается Авторским академическим советом:
Экспериментальная школа | → | Конкурентоспособная школа | |
I этап | II этап | III этап | |
2001-2004 годы | 2004-2006 годы | 2006-2008 годы |
Каждый этап имеет свой Проект инновационной деятельности НААШ. Опыт экспериментальной работы школы на I этапе скорректировал Стратегию инновационного развития НААШ.
I этап (2001-2004 г.)
В сентябре 2001 года подготовлен проект «Модель профориентационного профильного пространства старшей школы» для участия в конкурсе на присвоение статуса федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) Министерства образования РФ, и марте 2002 года школа как победитель конкурса становится ФЭП. В ноябре этого года в г. Москве на фестивале-конференции «Эврика – 2002» НААШ по итогам отчёта подтверждает статус ФЭП по приоритетному направлению «Авторские экспериментальные школы» Федеральной программы развития образования и становится единственным в Нижегородской области соискателем Госконтракта этой программы.
Приложение №1 к приказу Минобразования России от 04.03.2002 №691 |
![]() |
![]() |
|||
Образовательные учреждения — федеральные экспериментальные площадки Министерства образования Российской Федерации, победители конкурса культурно-образовательных инициатив 2001 года |
|||||
№ | Город | Образовательное учреждение | Тема | ||
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ | |||||
40. | г. Нижний Новгород | Средняя общеобразовательная школа №186 «Авторская академическая школа» | Модель профориентационного профильного пространства старшей школы |
Школа как соискатель Госконтракта представила «Отчёт по разработке образовательной программы «Проектирование и организация профориентационного профильного пространства старшей школы», включающий в себя:
- образовательную программу «Проектирование и организация профориентационного профильного пространства старшей
школы», предназначенную для курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образования. (Программа напечатана в приложении к газете «Первое сентября» «Управление школой» №2 (293), 8-15 января 2003 г.);
- учебно-методический комплекс по обеспечению вышеуказанной образовательной программы (из опыта работы НААШ),
состоящий из следующих брошюр:
– «Организация профориентационного профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
– «Проектирование условий и технологий организации психолого-педагогической помощи в ходе профессиональной
самоидентификации старшеклассников»;
– «Социальное партнёрство в организации профильного обучения на старшей ступени общего образования».
В 2002 году школа успешно прошла процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации. В экспертном заключении и приложении к лицензии на право осуществления образовательной деятельности органами управления образованием наконец-то принят инновационный статус школы.
В 2003 году НААШ, единственная из нижегородских школ, стала участником Российского образовательного форума «Школа – 2003», проходившего в г. Москве с 21 по 24 апреля.
2003/2004 учебный год – весьма значимый для НААШ период развития проектно-экспериментальной деятельности, направленной на поиск новых степеней свободы в образовательном пространстве школы. И такие степени свободы были найдены.
Разработан проект «Модель профориентационного профильного пространства школы», который развивает содержание предыдущего проекта «Модель профориентационного профильного пространства старшей школы», для реализации которого НААШ получила статус ФЭП.
Новый проект создавался на основе социального партнёрства всех участников школьного образовательного процесса и принимался на педагогическом совете, родительских и ученических собраниях. Презентация проекта представляется на Российском форуме – 2003, проходившем в Нижнем Новгороде с 23 по 25 октября 2003 года.
Из статьи «Российский форум-2003″//
Первое сентября.-2003 г.-№77:
Чрезвычайно важным событием форума стало Родительское собрание. Участники, собравшиеся из всех регионов страны, проводили его на базе авторской экспериментальной школы №186 Нижнего Новгорода, которой руководит известный директор Михаил Буров. Он и его коллеги создали уникальную систему гражданского управления школой, когда родители действительно могут не только сформулировать свой заказ школе, но и сотрудничать с коллективом учителей в ходе его реализации. Так, например, у Бурова появилась система допрофильной подготовки и профильного обучения — задолго до министерских указаний и на качественно иной, гораздо более проработанной основе… Александр Адамский
Из статьи «Российский форум пришел,
Авторская школа «Эврика» начинается»//
Управление школой.- 2003 г.- № 41:
Наша проблематика была представлена отдельной линией — «образовательной политикой», в рамках которой состоялось несколько крупных мероприятий. В Авторской экспериментальной школе №186 Нижнего Новгорода, у знаменитого директора Михаила Бурова, состоялось Родительское собрание Российского форума-2003. На нем обсуждались проблемы и направления развития попечительского движения… Александр Адамский
В ноябре 2003 года в г. Москве школа представила «Отчёт за 2002/2003 учебный год» как федеральной экспериментальной площадки. Согласно приказу Минобразования «О федеральных экспериментальных площадках Министерства образования Российской Федерации» от 08.04.2004 г. №1540 НААШ считается подтвердившей статус ФЭП.
В этом году по инициативе наашевцев в школе начали свою работу образовательные центры:
Бизнес-центр | Пресс-центр | Центр детских инициатив | Центр безопасности и выживания |
Образовательные центры – это возможность для каждого ученика реализовать свои способности, применить знания на практике, смоделировать будущую профессиональную деятельность. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Участники «Бизнес-центра» НААШ на протяжении нескольких лет подряд становятся победителями региональных и всероссийских ярмарок «Школьных компаний», проходивших в городах Н. Новгород, Владимир и Казань; они же являются организаторами областного форума «Бизнес и дети».
Самой значительной в истории ШАНИ стала VI Ассамблея (12-17 мая 2004 года).
Пять дней активного диалога (круглые столы, мастер-классы, презентации, конференции, уроки-дискуссии, открытые защиты детских проектов) позволили ученикам продемонстрировать их готовность к успешной деятельности в учебной, социальной и будущей профессиональной сферах, а педагогическому коллективу – показать новые подходы к содержанию, технологиям и организации образовательного процесса.
Завершающим и наиболее значимым мероприятием, прошедшим в рамках VI Ассамблеи ШАНИ, стало Общее собрание школы (собрание представителей всех участников образовательного процесса), на котором был принят Меморандум НААШ – документ, закрепивший основы образовательной стратегии НААШ и определивший перспективы развития школы в виде 5 ценностных ориентаций НААШ. Меморандум стал знаковым (практически пророческим) для НААШ.
На Общем собрании впервые состоялось вручение наград ШАНИ – нагрудных знаков «За заслуги». Выпуск знака приурочен к 10-летию школы и утверждён VI Ассамблеей ШАНИ. Знак присваивается лучшим представителям ученического, педагогического и родительского коллективов за успешное участие в программах российского и международного уровня, за разработку социально направленных проектов, за большой вклад в развитие ШАНИ. На Общем собрании было утверждено положение о «Книге Почёта НААШ» (данный вид награды также приурочен к юбилею НААШ).
Обсуждая в рамках ШАНИ направления инновационной работы школы, участники VI Ассамблеи – авторы проектов, представители науки, педагоги, учащиеся и их родители, выпускники – подвели итоги пройденного этапа реализации проекта НААШ «Модель профориентационного профильного пространства школы» и отметили наиболее существенные факторы его практической значимости. Итоги обсуждения легли в основу нормативного документа школы «Положения о профильном обучении».
С точки зрения представителей общественности, участников Ассамблеи, НААШ успешно идет к созданию школы как модели гражданского общества (сущность гражданского общества в школе – мотивация всех участников образовательной деятельности на гражданские поступки). Достаточно привести примеры гражданских инициатив коллектива НААШ, органов школьного самоуправления (в частности Авторского академического совета):
– «Предложения НААШ по основным направлениям модернизации образования в школах г. Нижнего Новгорода» – 2001 год;
– «Предложения по стратегии совершенствования российской школы», представленные на окружной ярмарке социально-культурных проектов «Саратов – 2001» – 2001 год;
– Проект «Школа России XXI века» (аннотация проекта, доктрина, предложение по внедрению проекта в Приволжском федеральном округе) – 2001 год;
– Предложения к Проекту «Новое место России в мире – Россия XXI века» – 2001год;
– Проект «Школа как модель гражданского общества», представленный на окружной ярмарке социально-культурных проектов «Тольятти – 2002» – 2002 год;
– «Предложения по развитию инновационной сети школ в Приволжском федеральном округе» – 2003 год;
– Проект создания некоммерческого партнерства «Сеть федеральных экспериментальных площадок Нижнего Новгорода и Нижегородской области» (пакет документов) – 2003 год.
II этап (2004-2006 г.)
2004/2005 учебный год – год интенсивной реализации инновационных проектов, которые были разработаны в соответствии с образовательной стратегией, одобренной Общим собранием школы 17 мая 2004 года и закреплённой в Меморандуме НААШ, и начало строительства пристроя к школе – ФОЦ (физкультурно-оздоровительного центра).
Активизируется работа над проектом «Портфолио» (как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся).
А также свершилось то, о чем мечтали «педагоги всех времен и народов», – проект по безотметочному обучению, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки. Этот проект стал в дальнейшем основой «Положения о промежуточной аттестации учащихся».
В школе появился ученический «рупор» (своеобразная 4 власть) – газета «НААШествие зебр».
В декабре 2004 года и ноябре 2005 года в г. Москве на фестивале-конференции «Авторская школа «Эврика» НААШ присвоены звания «Школа года – 2004», «Школа года – 2005» и вручены дипломы за высокие достижения в учебно-воспитательном процессе.
Очень важно отметить события 2004/05 учебного года, ставшие знаковыми для НААШ:
1. Получилось полное совпадение содержащихся в тексте Меморандума НААШ (17.05.2004г.) сведений о формировании основных компетентностей учащихся как стратегическом результате деятельности школы и определения сути фундаментальности образования в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», одобренных Правительством РФ 09.12.2004г.
Для сравнения:
Из Меморандума НААШ (17.05.04г.)
Толерантность, коммуникабельность, готовность к конструктивному диалогу, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как овладение алгоритмами проектной деятельности — компетентности, помогающие выпускнику школы стать конкурентоспособным в современном социуме»
из документа Правительства РФ (09.12.04г.) «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации»
«…Основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к обучению, что обеспечивает успешность личностного и карьерного роста молодежи» (п.3.1)
![]() |
2. 10 февраля 2005 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, находясь с рабочим визитом в Нижнем Новгороде, принял участие в родительском собрании 10-х классов нашей школы. Состоялось обсуждение перспектив развития отечественного образования, в частности вопросов качества, результативности и инвестиционной привлекательности общего образования. Коллектив школы передал Андрею Фурсенко предложения, связанные с реализацией «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации». |
- Приказом МОН РФ «О федеральных экспериментальных площадках за 2004 г.» от 10.11.2005 г. №272 утвержден отчет НААШ и подтвержден статус ФЭП по новой теме «Модель профориентационного профильного пространства школы».
2005/2006 учебный год. В полной мере начинает работать проект «Портфолио ученика».
Портфолио ученика – это фактически внутренний экзамен: при переходе от одной ступени обучения к другой учащиеся защищают свой портфолио, представляя независимым экспертам свои учебные и внеучебные достижения через систему деловых игр и презентаций. На каждом этапе школьники демонстрируют свои достижения, выполнение индивидуального образовательного маршрута и уровень сформированности социальной компетентности (её составляющие – коммуникабельность, умение работать в команде, толерантность, креативность, самодеятельность). | ![]() |
И наконец, 2005/2006 учебный год – юбилейный год для НААШ.
10 лет – много это или мало? Однозначно ответить трудно. Наверное, много… Много, потому что уже немало сделано и атмосфера именно НААШей школы ощущается всеми, кто хоть раз побывал у НААШ в гостях. Много, потому что то, о чем мы только мечтали еще лет 10 назад, уже реализовано или успешно реализуется. Много, потому что для первого нашего выпуска это путь от первого звонка в новой школе, когда все еще только предстоит узнать о себе, о мире, о дружбе и первой любви, до звонка последнего, выпускных экзаменов и незабываемого выпускного вечера со слезами радостной грусти по прошедшему детству. И все-таки мало. Мало, потому что планов, проектов, мечтаний – море. Потому что коллектив талантливых и неравнодушных людей, преданно любящих детей, готовы ко многим свершениям и новым открытиям.
Сложившийся за десять лет работы уклад школы формирует устойчивый нравственный статус учеников. Из педагогических наблюдений, из оценок личностных качеств выпускников школы, высказанных родителями, а также экспертами во время итоговых аттестаций, складывается общий портрет выпускников школы: «Выпускники школы отличаются чувством собственного достоинства и уверенностью в своих силах; активной жизненной позицией; целеустремлённостью и настойчивостью в достижении намеченной цели; свободолюбием и свободомыслием; независимостью суждений и социальной мобильностью; наличием личной точки зрения на происходящие события и отсутствием боязни её высказать; познавательной и творческой активностью; умением находить нужную информацию; навыком публичных выступлений и отсутствием страха перед миром взрослых; правовой культурой и профессиональной сориентированностью; доброжелательностью и открытостью в общении; взаимопомощью и взаимной поддержкой».
И самое главное: в процессе экспериментальной работы окончательно определилась главная задача школы НААШ, заключающаяся в том, чтобы наш выпускник мог осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть конкурентоспособным в современном социуме. Эта задача НААШ нашла своё отражение в трёх ключевых идеях (профильность, профориентация, социальность), на которых основана деятельность школы, что закреплено в Меморандуме НААШ, принятом 17 мая 2004 года.
СОБЫТИЯ ДОСТИЖЕНИЯ | 2005/2006 учебный год |
III этап (2006-2008 г.)
Для реализации Проекта инновационной деятельности НААШ на 2006-2008 годы важной задачей является внедрение системы мониторингов (педагогического, психологического, социологического, медицинского) и, особенно, – поиск критериев и инструментария для оценки профессиональной и социальной успешности, гражданской зрелости выпускников школы.
Для отслеживания и оценки образовательного результата, наконец-то, окончательно разработан Проект «Мониторинг качества образования в НААШ», который в дальнейшем станет основой соответствующего нормативно-правового акта школы.
И снова победы НААШ:
НААШ сайт заняла третье место во Всероссийском конкурсе сайтов школ федеральных экспериментальных площадок (сайт разработан творческой командой школы в 2005 году).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
НААШ – трижды победитель конкурса в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, получила президентские гранты по 1000000 рублей и вошла в список 64 школ-лидеров российского образования (май 2006, 2007 и 2008 гг.). За этот период 19 учителей стали победителями в приоритетном национальном проекте «Образование» (13 человек получили грант Президента Российской Федерации и 6 человек – грант Губернатора Нижегородской области). |
![]() |
А это значит: завершением III этапа развития школы стал качественный образовательный результат инновационной деятельности, который убедил всех участников образовательного процесса в конкурентоспособности НААШ по отношению к традиционной школе, оценивающей свой результат по шаблонному набору параметров форм государственного статистического наблюдения, а также в правильности выбранной стратегии НААШ по отношению к приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.
СОБЫТИЯ ДОСТИЖЕНИЯ | 2006/2007 учебный год 2007/2008 учебный год |
Согласно Оси времени НААШ стадия системогенеза НААШ завершилась летом 2008 года. К этому периоду был осуществлён первый выпуск учеников, на развитие которых оказала влияние новая организация учебной, внеучебной и инфраструктурной деятельности школы. Выпускники этого года испытали влияние не только новой, но и традиционной организации школьной жизни.
Из анкет выпускников последних лет о «плюсах» новой организации школьной жизни:
«Отсутствие авторитарного режима, дух свободы и демократии в школе»
«Активное творчество в учебной и внеучебной деятельности, позволяющее ученику (при желании) реализовывать свои возможности.»
«Добрая атмосфера; между учителем и учеником нет «стены»; хорошо подобранный преподавательский состав; возможность получить в случае необходимости квалифицированную помощь у педагогов и психологов; хорошее отношение учителя к ученику — уважение его личности и развитие его лучших сторон.»
«В эту школу хочется ходить, у учеников есть чувство защищенности, прививается чувство любви к учебе и самостоятельности, мы не боялись ходить в школу и любили подолгу оставаться после уроков, в школе всегда открыты двери, есть возможность общения с интересными людьми, хороший контакт между учащихся между собой и учителями, вообще, все было неплохо и весело».
«Профильное пространство: возможность выбора профильных предметов, углубленное изучение специальных предметов, свобода выбора предметов.»
«Хорошие условия школьной жизни: превосходная библиотека, хорошая еда в столовой и баре, атмосфера уюта в школе, хорошая техническая оснащенность (компьютеры, видеотехника и т.д.), красивые интерьеры школы.»
«Школьные Ассамблеи, дающие ученикам возможность раскрыть свои творческие способности.»
«Предоставление возможности ученикам заниматься самообучением.» «Попытка создать новую модель школы позволяет ученику получить более высокий уровень образованности». «Внедряются новые учебные дисциплины.» «Хорошая организация досуга.» |
Эффективность новых образовательных моделей в период системогенеза (с 1998 по 2008 годы) не всегда была выше традиционных. В полной мере результат проявится лишь на стадии зрелости НААШ.